?

Log in

No account? Create an account
entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Балет Кировского театра 80-х годов - Сижу и пишу
Записки "на коленке"
ivlae
ivlae
Балет Кировского театра 80-х годов
Наталья Большакова и Вадим Гуляев

Это была очень интересная пара. Лично для меня они остались лучшими исполнителями современной хореографии из всех, когда-либо виденных мною на сцене Кировского театра. Конечно, на этой прославленной сцене танцевали и танцуют прекрасные артисты, но именно Большакова и Гуляев воспринимались как единое целое. Это был ДУЭТ. 
В первый раз я увидела их на сцене БКЗ «Октябрьский» в «Пахите», в 1978-79 году. Большакова, Гуляев и Людмила Лопухова танцевали па-де-труа. Спектакль был «звездный» - солировала Ольга Ченчикова, в вариациях выходили Татьяна Терехова, Алла Сизова. Большакова и Гуляев танцевали с большим мастерством. Публика принимала их очень тепло. Спустя какое-то время я увидела их во фрагменте «Праздника цветов в Чинзано» (хореография Бурнонвиля) – очень стильно! К счастью, их выступление было записано на телевидении. Правда, купить диск с «Вечером старинной хореографии», куда и вошел этот фрагмент, мне удалось только за границей, в Милане, в магазине театра «Ла Скала». Они почему-то продают диск, а наш Мариинский театр – нет.
Гуляев очень хорошо освоил стиль хореографии Бурнонвиля. Некоторое время спустя он станцевал Джеймса в «Сильфиде», и станцевал мастерски. Выступление Большаковой-Сильфиды я не видела. Мои знакомые ходили на её дебют; мнения их разошлись. Кто-то говорил, что балерине не хватило элементарной техники, кто-то отметил её актёрский дар.
Эта пара вообще в классике выходила нечасто. Парадокс заключался в том, что любовь к современной хореографии привела к частичной потере профессионализма (якобы так официально выражались руководители театра). Артисты всё реже и реже выходили в классических балетах. Помню, зайдя в театр, увидела рукописную афишу на специальном стенде: «Сегодня в спектакле Принцесса Флорина – Наталья Большакова, Голубая птица – Вадим Гуляев». Балетоманы суетились, собирались стайками – все обсуждали эту замену (уже не помню, кого они меняли) не самых главных героев «Спящей красавицы». Увы, на спектакль я не попала…
Я два раза видела Наталью Большакову в паре с Игорем Петровым (который сейчас играет Лоренцо в «Дон-Кихоте» и Магедавею в «Баядерке») в «Дон-Кихоте». Петров когда-то начинал почти «вровень» с Рузиматовым. Я даже слышала мнения некоторых балетоманов, что Петров-Базиль нравится им больше Рузиматова в этой же роли. Гуляев уже оставил все попытки получить классическую партию (шёл год 1985-86), но, по слухам, работал с Петровым над ролью. В общем, Большакова, как говорили знающие люди, пошла к Виноградову «выбивать» себе классическую роль. Тот предоставил ей шанс выйти в роли Китри.
Что можно сказать об этих выступлениях? Как бы помягче выразиться? Большакова не очень впечатлила. Выход Китри просто потряс – она выбежала на площадь… с задранным подолом! Зачем, почему?
Они с Петровым с большим трудом выполнили полагающиеся поддержки 1-го акта. Это было довольно беспомощно. Большакова изменила и рисунок вариации Китри в картине «Сон», в финальном па-де-де вместо фуэте делала круг тур-шене. Мне было грустно…
Но, как я уже сказала выше, эта пара прекрасно танцевала современную хореографию. Когда-то я попала на их творческий вечер в Малый оперный театр (было это в 1981 году). Это очень непросто – собрать полный зал, причём не на какой-то известный спектакль, а на концертную программу. Балетмейстер Леонид Лебедев специально для творческого вечера Большаковой и Гуляева посавил одноактный балет "Барьер" и номера "Ария" из 5-й Бахианы, дуэт на музыку И. Брамса, "Бхагаватгита". «Барьер» был поставлен по мотивам известного в 80-е годы одноименного романа болгарского писателя Павла Вежинова, напечатанного в журнале «Иностранная литература»; по этому роману ещё сняли фильм со Смоктуновским в главной роли. В романе главной героиней была девушка «не от мира сего» (кажется, она состояла на учёте в психдиспансере), главным героем – известный композитор. Балетмейстер переделал сюжет. Не помню, кем был герой – но он был очень успешным человеком. Девушка считалась «ненормальной» потому, что «умела летать» - так ей казалось. В романе девушка влюблялась в композитора и погибала. Нашли её посреди пустыря; всё указывало на то, что героиня упала с большой высоты. Значит, она действительно летала…
Балет «Барьер» имел огромный успех, как и весь творческий вечер. В спектакле «ненормальная» героиня оказывалась человечнее внешне благополучного, но опустошенного героя.
После этого спектакля Большакова и Гуляев стали одними из самых любимых артистов Кировского театра.
На сцене родного театра эта пара замечательно танцевала в балетах «Сотворение мира» (они участвовали в премьере 1971 года, танцевали во втором составе), «Ревизор» (балетмейстер Виноградов). Хлестаков-Гуляев был очень хорош; сцена, где он «вешает лапшу на уши» Марье Антоновне-Большаковой, проходила «на ура»; да и «враки» главного героя удавались Гуляеву на славу. Танцевали они и в «Гусарской балладе» в постановке Д.Брянцева. Конечно, и «Ревизор», и «Баллада» - не самые успешные спектакли; но эти артисты были большими мастерами, и в любом спектакле выкладывались на сто процентов.
Ещё хочется отметить их видеозапись в «Бахти» Бежара. Фрагмент этого балета включен в программу «Свидание с Терпсихорой» (у меня есть кассета с этим фильмом, которая почему-то называется «Шедевры петербургского балета»). Оба танцуют блестяще! Жаль, что я не видела их в этом номере «живьем»! Сравнивая исполнение пары Большакова-Гуляев с парой Вишнева-Рузиматов, первенство безоговорочно отдаю Гуляеву перед Рузиматовым. Гуляев иногда представляется мне каким-то «пластилиновым» - настолько непринуждённо он преодолевает все трудности этой хореографии.
На этой кассете также заснято «Адажио» Брамса (хореография Л.Лебедева) – этот номер они танцевали на своем творческом вечере. 
Еще можно отметить роль Вадима Гуляева в фильме "Галатея" - он блестяще сыграл Альфреда Дулиттла. Наталья Большакова снялась в фильме "Фуэте", где её героиней была балерина  "вечно второго состава". По-моему, работа её заслуживает похвалы.
Эта пара ушла со сцены как-то незаметно… Кажется, сейчас они работают в Японии. Может быть, кто-то знает, где они?

В. Гуляев -Голубая птица

Н.Большакова - Флорина

"Спящая красавица" - Аврора и Дезире

"Жизель"

"Праздник цветов в Чинзано"

"Бахиана" (балетмейстер Л.Лебедев)

"Дорога" (балетмейстер Д.Брянцев)

   "Ревизор"

"Гусарская баллада"

"Сотворение мира"

"Собор Парижской богоматери"

"Дон-Кихот"

"Шопениана"

 "Элегия" Массне (балетмейстер К.Голейзовский) - обложка буклета

Эти фотографии в более крупном размере можно посмотреть здесь:
http://foto.spbland.ru/album/12055/page/1/
 

Tags: ,

5 comments or Leave a comment
Comments
belitskaya From: belitskaya Date: January 26th, 2007 06:05 am (UTC) (Link)

Спасибо, Елена!

Мне эта пара тоже очень нравилась в современной хореографии. Видела неоднократно и "Сотворение мира", и "Бахти". А вот "Ревизор не оставил большого впечатления, потому что сам балет не понравился, насколько я помню. Поэтому и Гуляева - Хлестакова в памяти не осталось, только что он кашлял без конца, видимо, когда деньги занимал?
А с "Праздника цветов" у меня есть где-то великолепная фотография, т.к. аппараты тогда были допотопные, а эта фотка сделана именно на ТВ съемках, сцена была специально подсвечена и поэтому снимать было очень хорошо.
ivlae From: ivlae Date: January 26th, 2007 07:29 am (UTC) (Link)

Re: Спасибо, Елена!

У Гуляева очень интересное лицо. Он, по-моему, прирожденный комик. Это пригодилось ему в роли Хлестакова. В мечтах Марьи Антоновны он предстал этаким ангелом - натурально, с крылышками. Сцена, где Марья Антоновна-Большакова "одним пальцем" играет на фортепьяно, с запинками мне тоже запомнилась. "Вешание лапши" на уши провинциальной барышне (Хлестаков рукой накручивал вокруг ее уха небылцы, она благоговейно слушала) запомнилось именно реакцией зала - зрители дружно смеялись. Я еще видела Андрея Босова в роли Хлестакова - он был не так ярок, как Гуляев.
Гуляев мне еще очень нравится в "Галатее" - папаша Дулиттл великолепен!
belitskaya From: belitskaya Date: January 26th, 2007 09:18 am (UTC) (Link)

Re: Спасибо, Елена!

Забавно, но я почему-то помню Вадима в разных партиях, а вот Большакову всегда воспринимала только как его жену и партнеишу. Наверное, женский менталитет срабатывает :)
From: (Anonymous) Date: December 17th, 2007 03:14 pm (UTC) (Link)

LIVIA

В очерке продемонстрировано весьма ограниченное знание творчества и
творческой биографии этих артистов.Знаменитыми они стали ещё в конце
60-х.Талант Гуляева был многогранным,танцовщики с таким широким диапазоном-
большая редкость.Из современных не могу сравнить ни с кем.Это была Личность.
Большакова никогда не доминировала в этом дуэте.Ей не хватало физической
силы,поэтому иногда не хватало техники.Но по сравнению со многими современными примами, она-мастер: сравните её Бахти с Вишневой. Вишнева
только ногу задирает лучше,во всем остальном - малосостоятельна.
Профессионализм у этой пары никогда не отсутствовал. Даже когда они сходили со сцены по причине возраста и недостатка физической силы.
Виноградов их затирал с момента своего прихода к власти (1977), потому
что у него были свои фавориты.Речь не шла о талантах,речь шла о политике
властителя,даже если это был человек искусства.
А что касается отсутствия фуэте в 3-ем акте "Дон-Кихота",то этим грешили
и Комлева,и Кунакова, к сожалению. Вообще "Дон-Кихот" - не спектакль
Большаковой.Это была лирическая балерина.Здесь она вышла за рамки своего
амплуа,и не справилась. А "Сильфида" у неё была хорошая,не хуже Колпаковой,
и по технике, и по выразительности.Но Большакова не была такой стабильной
исполнительницей, как Колпакова или Максимова.
В классике дуэт практически не появлялся из-за Виноградова. А интриговать
и грызть глотку другим ради ролей они не умели и не хотели.Они должны были
бы уйти из театра,уехать за границу.Но не решились.В итоге пожертвовали
своей творческой жизнью.А жаль. С другой стороны они вызывают симпатию как
личности: у них не было покровителей и они не искали их, и как интеллигентные люди, не могли расталкивать локтями.Если кто-то думает,
что одного таланта достаточно, чтобы сделать блестящую карьеру, то
глубоко заблуждается.
ivlae From: ivlae Date: December 17th, 2007 06:16 pm (UTC) (Link)

Re: LIVIA

Уважаемая LIVIA!
Я не претендую на роль летописца Кировского театра - просто пишу о том, что видела. К сожалению, ни "Спящей", ни "Лебединого" в исполнении Большаковой и Гуляева посмотреть не удалось. Поэтому многие роли этой пары остались мною не названными.
О произволе Виноградова в театре написано и сказано так много, что, пожалуй, лишь самодурство Гергиева можно поставить рядом-:)))
В числе артистов, пострадавших от Виноградова, называют и Заботкину, которая могла бы ещё танцевать.
Что касается фуэте в Дон Кихоте - то, конечно, его отсутствие не является большим минусом, если роль сделана, если техника балерины на хорошем уровне. Я не видела Большакову-Китри в расцвете таланта. Очень жаль, что свой последний классический спектакль она станцевала неудачно. Возможно, были и другие выходы, но я их не помню.
5 comments or Leave a comment