ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

Балет Кировского театра - Елена Евтеева

Елена Евтеева.

Пожалуй, это была одна из немногих настоящих лирических балерин, виденных мною в Кировском-Мариинском театре. Наверное, она могла бы танцевать Китри (когда-то даже Колпакова станцевала эту партию); она танцевала «Лебединое озеро», и Одиллия тоже была в её репертуаре. Фильм «Лебединое озеро» 1968 года даёт представление о молодой Елене Евтеевой. Станцевать этот спектакль на второй год работы в театре – это достижение! Наконец, она танцевала Эсмеральду в «Соборе Парижской богоматери».
И всё-таки для меня Елена Евтеева прежде всего – замечательная лирическая балерина.
Застала я её уже в зрелом возрасте. Видела в «Шопениане», «Сильфиде», «Па де катр» Пуни, «Легенде о любви» (Ширин), «Спящей красавице» (Флорина), "Жизели" , «Спартаке» Якобсона (Фригия), «Соборе Парижской богоматери», «Витязе в тигровой шкуре», «Баядерке», фрагментах из «Бабочки» Пуни-Тальони и «Эсмеральды» Пуни-Петипа. Могла посмотреть в «Асият» Кажлаева-Виноградова (отдала билет – думала, ещё успею), не попала на её прощальное «Лебединое озеро» (труппа тогда уехала на гастроли). Как иногда жалеешь о том, что мог бы увидеть, да не сложилось! Одной из первых удач Елены Евтеевой была роль Жизели. Балерина танцевала Жизель в последние годы своего пребывания на сцене. К сожалению, не помню подробностей этой партии. Наверное, видела её Марию в «Бахчисарайском фонтане» - но не помню совершенно; скорее всего, не видела, или роль не очень запомнилась.

Самые сильные мои впечатления от балерины Евтеевой – это Сильфида, Ширин, Фригия и Бабочка. Другие роли этой балерины тоже были очень интересны, но эти я бы выделила особенно.

Сильфида была, наверное, лучшей в театре. Особенно мне нравилась она в паре с Сергеем Вихаревым. Мелкая техника, быстрые заноски – всё это удавалось Евтеевой в полной мере. Может быть, сейчас я нашла бы какие-то недостатки в танце Сильфиды-Евтеевой; но почему-то мне кажется, что нет. Впрочем, я пишу здесь о своих впечатлениях, а впечатления не всегда поддаются анализу…

Ширин Евтеевой была нежна; но самой сильной сценой я всё же назвала бы предпоследнюю картину балета – когда ждущая десять лет своего Ферхада Ширин врывается к сестре и требует вернуть ей любимого. Такого отчаяния я не видела ни у какой другой исполнительницы этой роли.

Всего один раз я видела «Спартака» в постановке Якобсона на сцене (видеозаписи – не в счёт); в этом спектакле танцевали Алиев-Спартак, Евтеева - Фригия, Ченчикова – Эгина, Даукаев – Гармодий. Красса не помню (кажется, Селюцкий) – это чисто мимическая партия, хотя и интересная. Самое сильное впечатление – от массовых сцен, этрусков и сцен Фригии и Спартака. Особенно запомнился плач Фригии над мёртвым Спартаком – это было что-то невероятное! Согласна с тем, что эта сцена в исполнении, пожалуй, многих балерин всё равно произвела бы впечатление. Но я видела именно Евтееву, и до сих пор помню Фригию, в отчаянии «рвущую на себе волосы и посыпающую их пеплом». Здесь важно было не переиграть, иначе всё обернулась бы фарсом. Евтеева замечательно провела эту сцену.

Фрагмент из «Бабочки» я видела неоднократно в исполнении Ирины Колпаковой, а также Татьяны Васильевой, дублировавшей народную артистку (и иногда танцевавшей даже более сложный вариант). Почему-то Евтееву не видела до памятного многим концерта на сцене БКЗ «Октябрьский» летом 1986 года, когда Кировский театр и труппа Мориса Бежара давали совместное гала (возможно, я опять что-то путаю). Просто я сидела слева в партере, довольно близко к сцене, и видела в подробностях то, что обычно не видно зрителям, сидящим по центру. Все диагонали Евтеева «шла» на меня; вот здесь-то я и смогла полюбоваться «порхающей» техникой этой замечательной балерины. Это было изумительно! Как она успевала делать рон-де-жамбы, заноски в очень быстром темпе – я не знаю, но она успевала…

Я видела последнюю «Баядерку» Евтеевой - это было очень достойное выступление. Правда, технически, особенно в «тенях», она была уже слабовата. Как сказала одна бывалая балетоманка, «диагональ она крутила «на ушах».

До сих пор вспоминаю эту балерину с благодарностью…




Фотографии Елены Евтеевой  - Сильфиды и Эсмеральды - взяты мною с форума mariinka.org у завсегдатая Octavia (c её любезного согласия).
 
Tags: Евтеева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments