ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Балет Кировского театра 70-х-90-х годов. Светлана Ефремова.

Светлана Ефремова в моей памяти навсегда осталась лучезарной танцовщицей, глядя на которую хотелось улыбаться -:)


Когда я активно стала ходить в Мариинский театр (он тогда назывался Театром оперы и балета имени С.М.Кирова, а попросту – Кировским театром), Светлана Ефремова находилась уже в той стадии карьеры, которую деликатно называют «четвёртой четвертью». По крайней мере, Игорь Ступников так когда-то выразился в отношении Галины Мезенцевой, когда рассказывал о её творческом пути, и речь шла о 17-18 годе службы в театре -:)

Итак, мои первые впечатления от этой танцовщицы связаны с многочисленными концертами балета на разных площадках города – в БКЗ «Октябрьский», в Театре Эстрады, в Театре Консерватории и, конечно же, в самом Кировском театре. Потом мне посчастливилось увидеть эту солистку в «Дон Кихоте» на сцене ДК им. Ленсовета, а уже впоследствии – на основной сцене в разных ролях.

Как танцевала Ефремова? По-моему, она танцевала очень легко. «Легкость» - было главное её качество как танцовщицы. Несмотря на небольшой рост, Ефремова обладала длинными, «певучими» руками, что позволяло ей с успехом танцевать такие балеты, как «Жизель», «Шопениана» и «Спящая красавица». Вообще, я не сразу поняла, чем отличается Ефремова от большинства танцовщиц примерно её роста. Крепкими пальцами – да, конечно. Прыжком? Да. Но многие артистки балета, не дотягивающие до «лебединого» стандарта, обладали этими качествами – прыжком и «крепостью в ногах». И только когда я увидела её Аврору, то поняла, что у Ефремовой очень интересные физические данные: при небольшом росте и изяществе линий – ещё и выразительные руки. Кстати, она вводила в «Спящую» совсем ещё молодого Сергея Вихарева. Это была единственная её Аврора, которую я видела. Кажется, она была последней в карьере Ефремовой.

Я видела Ефремову на сцене примерно в течение восьми - десяти лет, начиная с 1979 года. Наверное, сейчас она бы имела звание первой солистки. Из балеринских партий танцевала Китри, Аврору, Жизель, Солистку в «Шопениане», Золушку (в постановке К.М.Сергеева), Гюльнару в «Корсаре», Ширин в «Легенде о любви».  Прекрасно солировала в «Пахите» (танцевала пресловутого «Чижика»), в па-де-сис из «Маркитанки» и в «Венецианском карнавале» в возобновлении Лакотта. Говорят, она была чудесной Чертовкой в "Сотворении мира". Увы, мне так и не довелось посмотреть этот балет с её участием -:(

На одном из сборных концертов в Театре Эстрады видела её в прелестном номере «Сон» на музыку Антракта к «Спящей красавице» Чайковского в постановке Н.Долгушина, и партнёром её выступил сам автор миниатюры. Казалось бы, ничего в этом номере не было особенного: девушка спала, а кавалер пытался её разбудить. Но как! Она сопротивлялась, он настаивал -) В этом номере был скрытый смысл: как часто мы не хотим «пробуждаться» для чего-то неизведанного, предпочитая тихий покой… Номер имел оглушительный успех.

В «Маркитанке» Ефремова очень часто танцевала с Борисом Бланковым. В коде они эффектно проносились вдоль рампы в стремительных прыжках, срывая овацию зала. В «Венецианском карнавале» партнёром её был Валерий Емец. В этом номере пара заснята на видео, программа называется «Вечер старинной хореографии».

К сожалению, я не видела Золушку Ефремовой, хотя у меня была такая возможность. Из балеринских партий, пожалуй, выделю Гюльнару – уж больно хорошо она «вписалась» в этот немного эклектичный и бесшабашный балет -:))

В «Легенде о любви» я видела Ефремову дважды, и оба раза её Ферхадом был Эльдар Алиев. К сожалению, по росту танцовщики друг другу не подходили – уж слишком «большим» казался Ферхад рядом с такой Ширин. Может быть, поэтому и Ефремова на его фоне не произвела на меня какого-то особенного впечатления…

На одном «выездном» «Дон Кихоте» (в ДК им. Ленсовета) Светлана … опоздала к выходу Китри! Это было очень забавно -:) Зазвучала музыка выхода героини, кордебалет занял свои места и начал подхлопывать; только Китри не появилась. Она вышла из дверей трактира только на второй музыкальный фрагмент – когда Китри подходит к Цветочницам и спрашивает, не видели ли они Базиля? Не знаю, в чём была причина такого конфуза, но подозреваю, что либо возникли какие-то неполадки с костюмом, либо балерина не сориентировалась в незнакомом помещении. Тем не менее, станцевала она тогда очень хороший спектакль.

Вообще, как мне кажется, говоря о любом артисте балета, надо учитывать отношение к нему публики. Помню, как совсем ещё «зелёной» балетоманкой пришла на третий ярус, и услышала от «аксакалок» (они были тогда всё-таки чуть-чуть постарше, чем я сегодня -): «Вы ругайте кого хотите и как хотите, только не трогайте Евтееву и Ефремову!» Комментарии, по-моему, излишни. «Свету» любили -:)

Светлана Ефремова снималась в очень известном фильме «Я Вас любил…» - в роли Лены Маславец. Какие там все молодые… Даже Дудинская, которая в то время уже не танцевала в театре -:))

На глазах балетоманов проходила и проходит личная жизнь артистов -:) Помню, как обсуждалось такое событие, как свадьба Светланы Ефремовой и Евгения Неффа -:)  После рождения сына Светлана моментально набрала форму и буквально через несколько месяцев вернулась на сцену.  Сын Светланы Ефремовой и Евгения Неффа Александр уже давно танцует в Мариинке -:) Как быстро летит время!
В настоящее время Светлана Ефремова – педагог-репетитор Михайловского театра.

Выкладываю несколько фотографий. Сначала - фотографии Светланы Шевельчинской (спасибо ей за эти чудесные, редчайшие фото!):

С Александром Лунёвым - "Шопениана"


"Жизель"

С Никитой Долгушиным - "Сон"

С Сергеем Вихаревым - "Жизель"

А это уже то, что мне удалось найти в сети:

Чертовка - "Сотворение мира"

С первым мужем - Николаем Сергеевым в па-де-де из "Коппелии". Н.Сергеев трагически погиб в автокатастрофе -:(

Tags: Ефремова, балет
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments