ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Зимний путь" Шуберта-Мюллера - Йонас Кауфманн, Хельмут Дойч

Оперный фестиваль в Баварской опере. Вечер второй.

18 июля 2012 года состоялся лидерабенд Йонаса Кауфманна - "Wintereise" ("Зимний путь") Франца Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера. Интерес публики к этой программе подогревался тем, что это был первый выход певца на сцену после длительного перерыва. Правда, за четыре дня до этого выступления Кауфманн уже спел один концерт в Линце, но это был концерт под открытым небом, с микрофонами.
Зал был забит битком, включая оркестровую яму и стоячие места. Тем не менее, перед началом была масса желающих продать лишние билеты. В общем, все, кто был в этот вечер в Мюнхене и хотел попасть в зал, туда попали -:)

Обилие лишних билетов, по-моему, объясняется легко. "Зимний путь" - вещь очень немецкая, очень тонкая, очень печальная. Без знания языка слушать этот цикл из двадцати четырёх песен непросто. Надо быть или немцем, или большим знатоком немецкого языка, или... очень большим любителем Йонаса Кауфманна -:)) Возможно, кто-то брал билеты не только для себя, но и для знакомых, которые не смогли (или не захотели) пойти на этот концерт, но с удовольствием пошли бы послушать в исполнении Кауфманна арии из опер и оперетт.

У меня с собой был довольно подробный перевод "Зимнего пути" на русском. Кое-что было понятно и без перевода. А вообще - я до поездки неоднократно прослушала этот цикл на немецком языке в исполнении Томаса Квастхоффа и Йена Бостриджа, а также почти затёрла до дыр диск Бориса Гмыри (естественно, на русском). О чём "Зимний путь"? О любви, конечно, и о разлуке...

Пел Кауфманн в сопровождении своего постоянного партнёра (и учителя в прошлом) Хельмута Дойча.

Итак, цикл начинается "программной" песней "Доброй ночи!", в которой герой нежно прощается с любимой девушкой и уходит. Прощается он мысленно... Была любовь, но "зима всё сгубила" -:(

Лично мне очень нравятся именно первая и последняя песня, а также "Почта", в которой герой говорит о волнении при звуках почтового рожка. "Письма не будет для меня; Почему так бьется и замирает моё сердце?"

Начал Кауфманн, по-моему, не слишком удачно, и первые пять-шесть песен пел осторожно. По-моему, он элементарно волновался. Не пел три месяца - и такое сложное произведение! Час пятнадцать на сцене, без перерыва (чистого пения - 53 минуты). Кто сказал, что камерные произведения легче петь, чем оперу?  Ничего подобного! От пиано на форте, от меланхолии к воодушевлению - всё надо продемонстрировать, и надо спеть так, чтобы слушатель тебе поверил. Я взглянула на певца в бинокль - его лоб покрылся испариной -:( Все мы люди, все мы не железные...

Постепенно Йонас обрёл уверенность в себе. В зале стояла гробовая тишина, изредка прерываемая шелестом переворачивающихся страниц (в буклете был напечатан весь цикл стихов Мюллера). Примерно с седьмой-восьмой вещи зал был "взят" -:) Певец чуть-чуть расслабился (это чувствовалось по его позе, по жестам и, естественно, по интонациям), пианист это почувствовал и тоже позволил себе немного "поиграть" нюансами. По крайней мере, мне так показалось.

Наконец, наступил кульминационный момент -:) Все, кто был в Концертном зале Мариинки прошлым летом на "Вагнер-гала", наверняка запомнили, как вёл себя Кауфманн при записи "Валькирии": пил воду, сосал мармеладных мишек (как оказалось) и в один прекрасный момент... подтянул брюки! -:) На "Зимнем пути" было что-то похожее: перед моей любимой "Почтой" (№13) он вдруг присел и достал из-за ножки рояля... бокал с водой! На крышку инструмента и тем более внутрь ничего ставить не стали. Крышка была открыта, кстати.

Выпив воды (зал одобрительно загудел -"Правильно, Йонас, передохни!"), он снова присел, поставил бокал на место и... подтянул брюки -:) Потом поправил фрак, и они с Дойчем продолжили.

"Почта" прозвучала замечательно! И дальше всё пошло по нарастающей. Кауфманн продемонстрировал тончайшее пиано, которое редко можно услышать в опере. И он показал себя тончайшим артистом...

После последней песни "Шарманщик" началась длительная овация. Откуда-то сверху были брошены две розы - каждому из исполнителей. Потом вынесли букеты от театра, потом из ямы Йонасу вручили ещё парочку букетов.

Я надеялась хотя бы на один "бис", но его не было -:( Певец на поклонах демонстративно скрещивал руки на груди, показывая ладонями на горло. Уже потом мне подумалось: а что можно было бы спеть после этого "Шарманщика"? Разве что "Колыбельную ручья" - последнюю песню "Прекрасной мельничихи" на стихи того же Мюллера - по настроению она очень созвучна "Зимнему пути"....

После концерта мы пошли к артистическому выходу. Дойч вышел примерно минут через двадцать - двадцать пять. Симпатичный дядька! Я взяла у него автограф и сфотографировала его (по-моему, одно фото особенно удачное получилось - где он с сигаретой).

Меня предупредили, что после таких вот лидерабендов в родном театре Кауфманн не выходит очень долго. Это - его последнее выступление в сезоне, и администрация довольно долго держит его на переговорах (нашли когда!), утрясая различные нюансы сезона предстоящего. Короче - публика приготовилась ждать певца не меньше полутора часов.

Наименее стойкие ушли, наиболее стойкие остались. Да и время было детское - концерт закончился примерно в 21-20. Каждого выходящего из служебного входа осматривали - а вдруг это Кауфманн? -:) Наконец, примерно часа через полтора после концерта Кауфманн появился... со стороны главного входа в театр! То есть - пришёл с улицы -:)) И вымолвил что-то вроде: "Вы меня ждёте?"

Описывать ажиотаж публики вокруг певца не буду -:) Йонас честно всем всё подписал, со всеми сфотографировался. Его что-то спросили про бисы (или я не так поняла), и он ответил, что петь пиано очень трудно, и сил после этого концерта у него не осталось...

Одет он был в пижонский пиджак из жатого шёлка. Пообщавшись с народом, Кауфманн попрощался и стремительно пошёл в ту сторону, откуда пришёл -:) Но за ним тут же увязались ещё два человека - с расспросами. Уж не знаю, надолго ли они его задержали.

После концерта я сделала вывод, который, наверное, лежит на поверхности: ЭТО должны петь только немецкие певцы-мужчины. Да, поют и не немцы (тот же Бостридж), и поют женщины. Другое дело - как? Ассоциации с русскими романсами возникают практически сразу. Ну, кто из иностранцев споет романсы Чайковского так, как русский певец? Не знаю...

Фотографий много. Выложу их как есть. По-моему, они сполна передают дух этой "тусовки" -:)) А Йонасу пожелаю здоровья и успехов в Зальцбурге, где он будет петь Вакха в "Ариадне на Наксосе".



После концерта - идут за кулисы в обнимку -:)







Хельмут Дойч среди публики - купается во внимании -:))



























Йонас среди народа -:)) Подтверждаю ещё раз (прошлый раз был зимой 2011 года) - вблизи щетина не так заметна, как на фотографиях. Или я просто её не замечаю, когда вижу Кауфманна так близко -:)) В общем, перед концертом он был гладко выбрит - это факт. Возможно, всё-таки за два с половиной часа щетина отросла -:)

Tags: Дойч, Зимний путь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments