ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Балет Кировского театра - Габриэла Комлева

Габриэла Комлева

Замечательная, удивительная была балерина! Я застала её в уже зрелом возрасте, когда многие артисты балета подумывают о пенсии. Но есть такие балерины, которые и в сорок лет выглядят молодо, а главное – танцуют на зависть двадцатилетним не просто технически безупречно, но и удивительно стильно и артистично.
Комлеву я видела в «Баядерке», «Дон Кихоте», «Легенде о любви», «Жизели», «Сильфиде», «Шопениане», «Каменном цветке», «Спящей красавице» (3-й акт), «Раймонде», фрагменте из «Эсмеральды» и "Качуче" в программе «Вечер стариной хореографии», «Па де катр» Пуни., "Паване мавра" Пёрселла-Х.Лимона.  Ходила на её творческие вечера в Филармонию, была на прощальном бенефисе. Танцевала Комлева до пятидесяти лет. Могла бы и дольше, но, наверное, просто уже устала. Помню её последнюю «Баядерку» - как раз в пятьдесят лет. Сидела близко, видела очень отчётливо и актёрскую игру, и сам танец. Станцевала она свою Никию, как всегда, превосходно. Зрители вообще любили эту балерину. Говорят, что когда спектакль вела Комлева, все артисты, присутствующие на сцене, как-то подтягивались, понимая, что на сцене царит «балерина ассолюта».
Если всё-таки вспомнить, как танцевала эта балерина, то, пожалуй, самые сильные впечатления связаны с «Баядеркой», «Раймондой», «Легендой о любви», «Сильфидой» и концертными номерами. Особенно потряс «Романс» Брянцева на музыку Свиридова к кинофильму «Метель». Комлева танцевала его с Евгением Нефом, и всегда с неизменным успехом у публики. За несколько минут перед нами разворачивалась трагедия женщины, которая ждала своего любимого. Он появлялся ненадолго; героиня преображалась – её счастье лилось через край! Но вдруг он снова брал в руки свой узелок и уходил… Она садилась на лавку (единственная декорация в этом номере) и застывала в позе, которая выдавала её отчаяние и какую-то покорность судьбе… Те, кто знает хорошо эту музыку, могут себе представить контраст между мелодией и хореографией. Герои были одеты в холщовые одежды, которые могли принадлежать людям любой эпохи.
Я знаю, что «Романс» танцевали в Москве, когда Брянцев переехал в театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и поставил там вечер своей хореографии. Не видела других исполнителей, но могу предположить, что первые были самыми лучшими.
Какое-то время с Комлевой танцевал Рузиматов. Я слышала от поклонников Габриэлы Трофимовны, что именно Рузиматов был инициатором совместной работы над «Дон Кихотом» и «Сильфидой». Базиля он танцевал давно, но хотел «подправить» роль с помощью опытной партнёрши. Балерина колебалась, потому что давно не танцевала этот балет, требующий не просто виртуозности, но и физической выносливости. Было ей к тому времени уже больше 45 лет (если не путаю). Но спектакль всё же состоялся. Память сохранила элегантность Китри-Комлевой, её довольно уверенное исполнение технически сложных элементов. Не хватало, по сути, главного – настоящей пары. И дело даже не в большой разнице в возрасте. При всём моём уважении к Рузиматову-артисту, он проигрывал Комлевой в отделке роли. Правда, он был молод и красив; к тому же виртуозно, как всегда, танцевал все «ударные» места своей партии.
В «Сильфиде» Рузиматов разочаровал. Он когда-то готовил роль Джеймса к конкурсу в Париже, на который ездил с Алтынай Асылмуратовой. Пара выглядела не очень убедительно (я ходила на концерт, где они танцевали фрагмент «Сильфиды»). Похоже, Фарух решил подготовить роль с Комлевой. Что ж, Комлева танцевала блестяще. Мелкая техника всегда ей удавалась; стиль Бурнонвиля с его «кружевами» она передала легко и изящно. Правда, мы в 80-е годы мало видели гастролёров, и сравнивать было практически не с кем. Уже потом, когда стали приезжать заезжие труппы, когда по телевидению в «балетных» передачах стали показывать иностранных артистов, можно было сравнивать их с нашими. Вот тогда уже стало понятно, что Комлева замечательно справилась с ролью Сильфиды.
Очень нравилась её Никия. Спектакль с участием Комлевой заснят на видео (было это в 1977 году). Это очень хорошо, что сохранили для нас именно эту роль. Но всё же живое исполнение волнует гораздо сильнее…
Раймонда, по-моему, просто была образцовой. Спектакль этот во многом определяет главная героиня. Нет приличной Раймонды – и спектакль становится откровенно скучным. У Комлевой все вариации (особенно последняя, «венгерская») были пронизаны каким-то упоением танцем. Балерина купалась во всех этих условностях сюжета. Что ей сюжет, если она могла выразить себя классическим танцем! 
Интересна была Золушка Комлевой. Не могу сказать, что безоговорочно приняла её трактовку - всё-таки эта роль требует молодости прежде всего. Комлева снялась в телевизионной версии балета (диск продаётся в Санкт-Петербурге), и иногда крупные планы разочаровывают...  Но танцевала она, тем не менее, очень технично. Роль когда-то ставили на Дудинскую, и исполнительница партии Золушки сталкивалась с большими техническими трудностями. Особенно сложной была картина бала, где героиня стремительно проносилась через всю сцену в чётких турах, а темп всё убыстрялся и убыстрялся... Мне не очень нравится хореография этого балета, но сцены Золушки и Принца считаю интересными.
Комлева участвовала в реставрации фрагмента балета "Наяда и Рыбак" (возобновлял П.А.Гусев - сначала в ленинграде, затем в Москве, в Большом театре). На этот сюжет Лакотт недавно поставил "Ундину". Комлевой досталась роль Девушки - земной подруги Рыбака. Роли, по сути, и не было - только небольшой фрагмент, но какой! Комлева шутя справилась с быстрыми  темпами этой партии; осталось пожалеть, что балет не возобновили полностью.

Сейчас в Мариинском театре балерин такого масштаба нет. Я не хочу сравнивать нынешних примадонн с поколением 70х-80х годов. Каждое поколение по-своему интересно, и сейчас на сцену выходят замечательные балерины. Просто Комлева лично для меня осталась настоящей классической балериной, которой были подвластны разные хореографические стили. В силу среднего роста (около 160 см), она могла танцевать практически весь репертуар, в том числе Одетту-Одиллию. Сейчас с таким ростом эту партию не танцуют. И, наверное, мы так и не увидим многих интересных Одетт-Одиллий, которых могли бы станцевать балерины небольшого роста. Но это так, к слову…

 Г.Комлева - Эсмеральда

Шопениана

Сильфида

Раймонда



Па-де-катр (Гризи)


Офелия
Жар-Птица (балетмейстер Б.Эйфман)






Мехменэ Бану


Китри



Китри - Г.Комлева, Базиль - М.Даукаев

Никия

Никия



Никия- Г.Комлева, Солор - С.Викулов
 
 
Tags: Комлева
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments