ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Фауст" в Венской опере 1 февраля 2012 г. - Кауфманн, Мула, Домен, Эрёд

1 февраля в Венской опере давали "Фауста" Гуно. Сто лет не была на этой опере в театре! Записи не в счёт. Записи "Фауста" я регулярно переслушиваю и пересматриваю, а живой спектакль видела так давно, что уже и не помню - с кем: то ли с Плужниковым, то ли с Марусиным -:)
Вот скан программки:



Режиссура в этой постановке "никакая" -:( Оформление -тоже -:( Какие-то квадратно-прямоугольные конструкции, которые вращаются время от времени прямо по середине сцены, должны, видимо, создавать у зрителя иллюзию перемещения во времени и пространстве. Первая картина прошла вообще практически на авансцене, Задник был затянут чёрной тканью, в середине зияла дыра. В этой дыре и возникал Мефистофель, в неё же "нырял" и старик-Фауст, чтобы через несколько секунд предстать перед зрителем юношей.

Волей-неволей вспомнишь русские классические оперы, для которых в своё время были созданы впечатляющие декорации и костюмы... Да и того же "Фауста" у нас в Мариинке давали в гораздо более интересном оформлении, чем в Вене. Костюмы, впрочем, в этом спектакле вполне традиционные.

Из всех исполнителей живьем я слышала только Кауфманна. Мулу слышала в записях (ту же Маргариту в спектакле с Аланьей, в частности). А вот про баритона и баса не знала ничего. В итоге и баритон, и бас стали для меня сюрпризом. Первый - со знаком "плюс" -:), второй - со знаком "минус" -:(

Адриан Эрёд - австрийский певец, штатный сотрудник Венской оперы. Замечательно держался на сцене, и пел он тоже хорошо. Лично для меня все сцены с Валентином были интересны.

Альберт Домен разочаровал -:( Всё, вроде бы, было при нём, включая пресловутую харизму. Чем не Мефистофель! И рост хороший, и обаяние, и актёрское мастерство. А голос - тусклый и неинтересный. После знаменитых куплетов, в частности, ему практически не аплодировали -:(

Высокая с стройная Джульетта Марс, певшая Зибеля, показалась сопрано, а не меццо. Вроде бы всё было хорошо, но меня не покидало ощущение, что она пищит -:( Чисто внешне, однако, она вполне подходит на эту роль.

Мула-Маргарита мне в целом понравилась. Голос у неё оказался большим -:) По записям судить о величине голоса сложновато, но я всё-таки не ожидала, что она такая "громкая". Голос подвижный, но временами эта подвижность чуть-чуть раздражала. Даже не могу сформулировать свои ощущения -:( В начале арии со шкатулкой она чуть-чуть "поквакала" (выражение моей сестры), но потом всё-таки звучала очень хорошо. И в финальной сцене (кстати, моей любимой) они с Кауфманном выдали очень впечатляющий вокал (бас, увы, и здесь подкачал).

До недавнего времени я была убеждена в том, что Фауст - партия не для Кауфманна. Посмотрев прямую трансляцию из Мет, мнение своё переменила. Да, верхняя нота в знаменитой арии далась ему с трудом, но всё остальное было спето очень убедительно. И вот - дебют в "Фаусте" на сцене Венской оперы. Кстати, дебют был и у Домена, и у Мулы.

Первую картину Кауфманн провел хорошо, но пел не так исступлённо, как в упомянутой трансляции из Мет. Обращение Фауста к Богу было больше похоже на жалобу, чем на мольбу. После подписания бумаги этот Фауст становится полностью зависимым от Мефистофеля человеком, без своей воли. Даже в поединке с Валентином ему не пришлось сделать ни единого выпада шпагой -:) Да и шпаг-то не было. Соперники стали в позы боксёров, засучив рукава, и тут Мефистофель послал в сторону Валентина несколько пассов - как будто бы хотел ударить его в лоб. Несчастный Валентин упал как подкошенный...

Итак, как же всё-таки можно оценить пение Кауфманна в этом спектакле? Если бы не пресловутая верхняя нота в арии, то я была бы просто в восторге! Особенно хорош он был в дуэтах с Маргаритой. Это вообще был очень нежный Фауст, действительно влюблённый в Маргариту. Мула, очевидно, певица очень чуткая, и с каждым партнёром поёт дуэты по-разному, в зависимости от его трактовки образа Фауста. В этом спектакле голоса тенора и сопрано сливались в единое целое, и лично для меня лучшими моментами оперы как раз стали дуэты главных героев.

В арии Кауфманн взял "верхушку" полноценным звуком, но, уходя вниз, решил блеснуть своим фирменным диминуэндо (во второй картине он это блестяще проделал на "Je t'aime!"), которое на этот раз его подвело. На мгновение голос прервался -:( Наверное, фальцет здесь был бы уместнее, но уж что вышло - то вышло.

Похоже, что после этой полуудачи (а аплодировали певцу после арии всё равно очень хорошо) Кауфманн разозлился. Естественно, на себя (на кого же ещё?). Заключительные сцены  третьего акта, а также четвёртый и пятый акты провёл очень сосредоточенно, а в финале просто выдал всё, на что способен (и Мула его здесь поддержала).

Аплодисменты после спектакля были хорошими и долгими. Тем не менее, венская публика оказалась гораздо более сдержанной, чем в мюнхенская. Я сидела в партере, и кругом были пожилые люди (на 3/4 - с седыми головами). Может быть, на галёрке кто-то и "зажигал" -:)

В этот день в Вену пришёл мороз. Двинувшись к служебному входу, публика норовила побыстрее попасть внутрь. Не тут-то было! В дверях стоял высокий молодой человек в ливрее капельдинера и никого не пускал. Артисты постепенно стали выходить из театра. Баритон, не рассчитывая, очевидно, на ажиотаж возле своей персоны, был взят в окружение уже на улице:



Потом вышел дирижёр, шевелюра которого создала конкуренцию шевелюре Кауфманна -:). И вообще - он дядечка очень обаятельный. Оркестр в этот день мне очень понравился, кстати.
Выйдя на улицу, Алтиноглу мгновенно натянул шапочку и стал подписывать программки всем желающим:



Здесь он ещё без шапочки-:)

Наконец, вышел и Кауфманн, которого сразу же усадили за стол. "Доступ к телу" осуществлялся порциями, и регулировал процессом всё тот же капельдинер. Когда я, наконец-то, зашла в "предбанник", то увидела очень усталого человека с кругами под глазами. Какой контраст с Мюнхеном! Там он просто сиял -:) А ведь прошла всего неделя... Не знаю, как прошёл "Карлос" 29 января, но вообще-то, на мой взгляд, петь через два дня на третий тяжело, да ещё такие сложные партии...









Справа - автор книги про Йонаса. 



На этом фото видно, какой он усталый. А вообще - всё равно фотографии не передают общего впечатления, как мне кажется. Я сравнила их с мюнхенскими, и на первый взгляд отличия нет вообще (разве что шарфик можно считать отличием -:))

Мулу я не дождалась. На следующий день надо было рано вставать, и лишние полчаса торчать на морозе не хотелось.

Общее впечатление от спектакля: "А Фауст, оказывается, может быть очень нежным!" -:))
Tags: Венская опера, Мула, Фауст, Эрёд
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments