ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Щелкунчик" в Баварской опере 28 января 2012 г. - Петина, Чащегоров, Марковская

Передохнув 27 января (день накануне выдался длинный, с учётом сдвига по времени), 28-го я двинулась всё туда же - в Баварскую оперу. На этот раз - на балет "Щелкунчик" в постановке Д.Ноймайера. Сидела на галёрке в первом ряду слева - по "красной цене" 11,5 евро -:) Накануне стояла за 12,5. Кстати, на этот балет практически был аншлаг.

Что такое "Щелкунчик" в сознании русского балетомана? Это - гениальная музыка Чайковского, Маша (она же Мари, она же - Клара), Щелкунчик, Принц, Дроссельмейер и прочие персонажи, которые, в зависимости от фантазии балетмейстера, меняют свой облик - от Пастушков с овечкой до па-де-труа, который танцуют дети, или Пчёлок... В общем, персонажи во втором акте варьируются. И обязательно звучит Розовый вальс, после которого идёт па-де-де на  замечательную музыку.

Ничего этого у Ноймайера нет. Вернее, музыка есть, девочка-подросток Мари - есть, даже кукла-Щелкунчик есть. И Дроссельмейер есть. И дивертисмент есть.
А Принца - нет -:( И ёлки - тоже нет.

Есть сестра-балерина и друг брата - кадет. Дроссельмейер - это звезда балета и педгог сестры Луизы, который приходит к девочке на день рождения и дарит ей балетные туфли. Девочке очень нравится друг брата Гюнтер, но тот сразу же начинает ухаживать за сестрой. И т. д.Ноймайер вполне по-драмбалетному поставил пантомимные сцены. Я даже не ожидала -:) Глаза разбегались -  я просто не знала, за кем следить -:)

Куклу-Щелкунчика девочке дарят кадеты. Проводив гостей, она засыпает в обнимку со Щелкунчиком прямо на полу. И снится ей сон, в котором поначалу Дроссельмейер учит Мари основам классического танца (здесь явно цитата из Дега - костюмы танцовщиц у палки как у героинь Дега, один в один). И именно после танцев кордебалета идёт знаменитый уже фрагмент, который называется "Павлова и Чекетти" - на музыку антракта к "Спящей красавице". Потом появляются персонажи дивертисмента, потом Луиза и Гюнтер танцуют па-де-де, а Мари в ночной рубашке путается у них под ногами.

И всё заканчивается прозаически - всё-таки взрослые (а именно -слуги) ранним утром (или поздней ночью) девочку находят (папа и мама -ау! где же вы-то были?) и будят. Когда она окончательно просыпается и идёт в обнимку со своим Щелкунчиком в спальню, ей всё-таки мерещится вполне живой Дроссельмейер, который машет Мари рукой, посылая ей привет...

Интересно? Наверное, один раз (или два) этот спектакль вполне можно посмотреть... Но лично мне не хватило в нём той тайны, которая сокрыта в музыке Чайковского. ИМХО, разумеется. В балете нет кульминации, и это обстоятельство стало для меня решающим. Не могу сказать, что я была разочарована. Но уж точно - очарована не была.

Фото с сайта театра:



Вот сканы программки - для любопытствующих:







Исполнители главных партий были вполне на высоте. Петину и Чащегорова я видела ещё в прошлом году (в балете Форсайта). Наши люди -:)
Кто такая Катерина Марковская - не знаю... Её Мари мне очень понравилась! Этакий нескладный лягушонок -:)) Ну, и Дроссельмейер - Гонсалес мне тоже вполне глянулся.

Безусловно, для Ноймайера никто из предшественников не является авторитетом. Так повернуть сюжет - это надо иметь буйную фантазию! -:) В итоге получился балет о классическом танце, о трудностях, разочарованиях и триумфах артистов балета. Вот только.... На знаменитую музыку адажио пара танцует вполне стандартный набор движений. Возможно, мне так только показалось - не знаю...

Принимали артистов очень хорошо. Но, конечно, никакого сравнения с "Доном Карлосом" этот приём не выдерживает.
Tags: Баварский государственный балет, Ноймайер, Щелкунчик
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments