ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Categories:

"Дон Карлос" в Баварской опере 26 января 2012 г. - Кауфманн, Папе, Хартерос, Смирнова, Даниель

Итак, в первый же день пребывания в Мюнхене, т. е. 26 января 2012 г., я сходила на «Дона Карлоса» в Баварскую оперу. И на протяжении всего спектакля меня не оставляло чувство, что я присутствую на значительном художественном событии.
Мне, вообще-то, очень не нравится ажиотаж вокруг спектаклей. Очень часто этот ажиотаж совершенно не оправдан. Вспомнить хотя бы спектакли в Мариинке с Нетребко, на которые за разумные деньги можно попасть только по большому блату-:(. Когда объявили состав на серию «Карлосов» в Мюнхене, мне очень захотелось послушать эту оперу (одну из любимых) именно в этом составе. И я никак не ожидала, что добыть билет (любой!) на этот спектакль будет так тяжело -:(

Послав заявку на 26 января ещё в начале октября, я получила предложение от театра на два стоячих места на галёрку. Конечно, согласилась и на это. А что было делать? В конце концов, в прошлом году я отстояла «Лоэнгрина» и осталась жива и здорова -:) Кстати, ровно за три месяца до спектакля открывается интернет-продажа на сайте театра. Так вот – продажа длилась минуты две-три! И мне так и не удалось ухватить что-то для себя, хотя я и очень старалась.

На ступеньках перед входом меня окликнула жж-френд amidala_ru (мир тесен, как говорится), которая билета не имела, но очень хотела попасть на спектакль. И в итоге попала! -:) И на очень хорошее место -:)
Не могу сказать, что перед входом была огромная толпа жаждущих лишнего билетика, но народ с бумажками «Куплю билет!» стоял. В кассе – полный ноль. Я рассчитывала на то, что смогу купить нормальные билеты с «сидячим» местом, а свои продать. Но в итоге поняла, что уж лучше – синица в руках.

22 января просмотрела-прослушала интернет-трансляцию этого спектакля, так что хотя бы имела представление, кто откуда и куда ходит, и вообще – кто в какой форме -:) Всё это мне пригодилось, ибо примерно ¼ сцены я всё-таки не видела (зато всех прекрасно слышала).

Вот программка:



Большим разочарованием была замена Квеченя на неизвестного мне Boas Daniel. В прямой трансляции (пусть и очень плохого качества) было слышно, что певец поёт, мягко говоря, не блестяще -:( Но уж что есть – то есть…

В этой постановке есть акт «Фонтенбло», который лично я впервые услышала «живьём». Юные Карлос и Елизавета, едва встретившись, полюбили друг друга. Оба были так счастливы! Но их счастье длилось очень недолго…

Вообще, спектакль получился очень живым. Публика откликалась на каждый удачный эпизод. Как известно, у Карлоса нет «ударной» арии. В самом начале оперы звучит лирическая мелодия, которую Кауфманн спел весьма проникновенно. Публика было принялась аплодировать, но оркестр продолжал играть, и аплодисменты смолкли. Овации (длительные и не очень) раздавались после «хитов» - арий Филиппа, Родриго, Эболи и Елизаветы. И, конечно, после дуэтов и ансамблей.

Хор звучал замечательно! Я давно не испытывала таких положительных эмоций, слушая хоры. Не могу сказать того же про оркестр, но всё-таки он мне не мешал -:) И вообще – это был лучший «Дон Карлос» на моей памяти.

Главной темой этого спектакля была любовь-ненависть между Карлосом и Филиппом. Такой «химии», какая была между «отцом» и «сыном», в любовных дуэтах не наблюдалось. Хотя, надо сказать, последняя сцена – прощание Карлоса и Елизаветы – была спета и сыграна пронзительно – до слёз… И вообще – в дуэтах Карлоса и Елизаветы ведущая роль была у королевы.

Карлос в этом спектакле показан болезненным юношей. Как только в его жизни случалась ситуация, называемая по-современному стрессом, он впадал в прострацию и даже терял сознание.
Кое-как переведя рецензии на первый спектакль этого «блока» (с помощью транслита), я прочитала, что Карлос страдает «падучей болезнью», т. е. эпилепсией. Естественно, Кауфманн не дёргался так, как это должно быть на самом деле – при таком-то диагнозне -:) . Его герой очень часто оказывался на полу без сознания. Конечно, певцу не привыкать ползать по сцене, петь лёжа и сидя; но всё-таки кое-какие мизансцены показались мне излишне суетливыми -:(

Вообще, режиссура и оформление этой оперы мне не понравились -:( Сплошные потёмки -:(

Блистательно спела Елизавету Аня Хартерос! Её героиня была хрупка, нежна и тверда одновременно. Всю боль Елизаветы певица вложила в арию, после которой раздалась громовая овация – самая длительная за весь вечер (не считая финальных поклонов).

Анна Смирнова, певшая Эболи, показалась мне чересчур прозаичной. Интриганка с добродушным лицом (внешностью певица напоминала героинь Кустодиева), Эболи метала молнии на Карлоса, который, обнаружив «подмену» в сцене свидания, в очередной раз впал в прострацию. Мне не хватило в пении Смирновой тех нюансов, которые отличают хороших певцов от выдающихся (на мой вкус, разумеется). Аплодировали ей, однако, очень хорошо. Финальную арию она спела очень достойно, но… Зритель всегда ждёт от певцов чудес, но не всегда чудеса случаются -:(

Родриго, по-моему, был самым слабым звеном -:( Местами звучал прилично, но только местами. Дуэта с Карлосом не получилось -:( Сцену с Филиппом провёл формально. Арию «Я ухожу…» Boas Daniel спел неинтересно. Похрипывал - :( А главное – этот Родриго никак не походил на испанского гранда. Я понимаю, что декорации и костюмы этого спектакля весьма условны, но благородство осанки и манеры персонажа певец вполне мог бы передать, даже будучи одетым в длиннополое пальто и с очками на носу. А перед нами предстал какой-то плебей -:(

Великий Инквизитор – Eric Halfarson – показался просто противным старикашкой -:( Я ожидала от певца более «густого» пения… Тем не менее, его дуэт с Филиппом имел у публики успех.

Папе спел и сыграл короля, раздираемого противоречивыми чувствами. В знаменитой арии Филиппа басы обычно щеголяют нижними нотами, и часто - в ущерб художественному образу; Папе спел арию-страдание, арию-скорбь. Жалко мне его стало -:) Я даже не помню, как он озвучил нижние ноты-:) На протяжении всего спектакля Филипп выглядел живым человеком, которого тяготит его долг. И, как мне показалось, он всё-таки очень любил сына.

Кауфманн в моей зрительской биографии стал лучшим Карлосом, слышанным «живьём». Правда, я слышала не так уж много «Карлосов»… Записи, естественно, не в счёт. Не знаю, нашли ли критики (коих всегда немало) какие-то изъяны в пении Кауфманна, но я воспринимала его героя цельно. Обычно бывает так, что пение как-то отделяешь от актёрской игры. Нравится либо одно, либо другое; но когда всё сливается в единое целое – это просто настоящее зрительское счастье!

Самой сильной сценой спектакля, как мне кажется, стала сцена между Филиппом и Карлосом после смерти Родриго. Кауфманн – не слишком громоподобный певец; но он может собраться и звучать очень мощно. Это как раз и произошло в сцене возле мёртвого Родриго -:) У меня вообще было такое впечатление, что я слышу эту оперу впервые – настолько сильно всё было спето и сыграно. И Папе звучал бесподобно!

А финальный дуэт Карлоса и Елизаветы, как я уже написала, пробрал до слёз – Аня и Йонас спели его так нежно, что мне опять стало всех жалко -)

Что творилось на поклонах! Каждый исполнитель получил овацию. А Папе, Хартерос и Кауфманну не только аплодировали, но и стучали ногами -:)

Естественно, я пошла после спектакля к артистическому выходу. Сначала вышел Родриго. Он оказался очень милым и общительным. Сразу же возник простой вопрос: «А почему певец на сцене выглядел по-лакейски пришибленным?» Единственное оправдание такой трактовке образа Родриго – слишком малое время для подготовки роли, так как певец пел по замене.
Вот он:



Потом вышла Смирнова. Она попыталась прошмыгнуть мимо толпы, но была опознана и взята публикой в кольцо. И она показалась мне в жизни гораздо интереснее и милее, чем на сцене - в костюме и гриме:



Апофеоз наступил с выходом Кауфманна. Ему не привыкать, конечно -:) Публика ринулась к Карлосу, который сиял, и вообще выглядел замечательно. Наверное, сам был доволен тем, как провёл спектакль. Пока всех не «отоварил» - не ушёл. Я улучила момент и спросила по-немецки, когда же он приедет в Россию, в Санкт-Петербург. Сначала он выпалил, что осенью. Через пару секунд добавил, что, возможно, приедет на «Белые Ночи». Я поинтересовалась, не Германна ли он будет петь? «Возможно!» - был ответ. А вообще – ничего конкретного. Певцы – люди суеверные, как известно.
Выкладываю наиболее удачные фотографии. Чем больше Йонаса - тем лучше! -:)











Потом вышел Папе. Толпа кинулась и к нему -:)





После удовлетворения всех жаждущих получить автограф, Папе рванулся было уйти, но публика потребовала их совместной с Кауфманном фотосессии. Певцы демонстративно обнялись, и только через какое-то время разошлись в разные стороны.

К сожалению, Хартерос так и не вышла. Либо ушла через другую дверь (что маловероятно, но возможно), либо просто задержалась. Очень жаль, но я её так и не дождалась -:(

Спектакль получился очень хорошим, несмотря на то, что не все пели на высоком уровне. Я когда-то слышала такую фразу: «Дон Карлос» без Карлоса – это не «Дон Карлос» (как «Аида» без Аиды). Карлос в этот вечер был, за что ему «большое спасибо!» -:)
Tags: Даниель, Дон Карлос, Кауфманн, Папе, Смирнова, Хартерос
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 76 comments