ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

"Лауренсия" в Михайловском театре 20 января 2012 г. - Н.Осипова, И.Васильев

Вчера при большом стечении народа состоялся дебют Натальи Осиповой и Ивана Васильева в "Лауренсии". Михайловский театр был забит под завязку, публика принимала дебютантов прекрасно.
А я всё никак не могла понять, "из какой жизни они это представляют?" -:)

У "Лауренсии" - славная история. Кто только её ни танцевал! От фамилий первых исполнителей (и не только первых) захватывает дух -:) Я всё никак не могла собраться на это возобновление, и вот наконец-то собралась.

Никогда раньше не видела этот балет на сцене. В 80-е годы Кировский театр показал возобновление свадебного акта, в котором солировали Т.Терехова и К.Заклинский. Терехова была очень хороша! Виноградов хотел возобновить спектакль целиком, рассчитывая именно на эту исполнительницу, но не сложилось -:(

Версия Мессерера отличается от первоисточника - спектакля Чабукиани. По крайней мере, так говорят. И оформление, и кое-какие мизансцены - всё такое же, как в Большом театре, на премьере 1956 года. В Кировском театре в 1939 году всё было несколько иначе. В частности, в па-де-сис участвовали Хасинта и Паскуала. В спектакле Мессерера в нём участвуют безымянные девушки.

С первых же минут спектакль стал меня удивлять. Очень красочные, сочные костюмы и яркие декорации переносят зрителя в солнечную Испанию. Судя по костюмам, это 15 век (или 16-й?). Как тогда жили люди? Может быть, и так, как нам старались показать артисты Михайловского театра. Дело не в веке. Дело в самом понятии - "драмбалет".

Чабукиани поставил "Лауренсию" как драмбалет - с мелкими бытовыми подробностями в пантомиме, с яркими танцевальными эпизодами с участием главных героев, с партиями "второго плана", как теперь говорят. И артисты, участвовавшие в премьере, создвали яркие образы, а не просто танцевали "партии". Всё это, конечно, я лично не видела; но об этом можно прочитать во многих книгах, посвящённых советскому балету.

Очень много осталось записей знаменитого па-де-сис из "Лауренсии" - с Ю.Соловьевым, Р.Нуриевым, В.Васильевым - Фрондосо. Есть записи М.Плисецкой, Н.Кургапкиной и К.Федичесвой - Лауренсии. Есть коротенький кусочек из первого акта, снятый любительской кинокамерой, с первыми исполнителями - Дудинской и Чабукиани.

На всех этих записях мы видим гордых испанцев. Да, они - простые крестьяне; но у этих людей чувство собственного достоинства. Герои "Лауренсии" имеют гордую посадку головы, прямую спину, смелый взгляд.

Что же, однако, увидели зрители, пришедшие в Михайловский театр? Девушек, игриво трясущих юбками. Массовые сцены с участием большого количества народа. Лично я испанцев в них не разглядела -:( Возможно, это я такая придирчивая - уж не обессудьте -:(

Артисты Михайловского театра, как мне кажется, так до конца и не освоили этот трудный жанр. На протяжении всего спектакля мне казалось, что людей из одной эпохи (ХХI век) перебросили в другую (не в XV век, а в эпоху драмбалета - середину XX века), и они там себя чувствуют очень неуютно.

А главные герои меня просто потрясли! Кто это? Испанцы? Крестьяне? Я понимаю, что чисто теоретически они вполне могли бы быть такими вот.... не подберу слов... какими они могли бы быть -:(

У Васильева почему-то в течение всего первого акта (и во многих эпизодах второго) была сутулая спина. Уж как ругали его за кряжистость фигуры, когда Иван решился станцевать Альберта в "Жизели"! Но в "Жизели" Васильев танцевал классическую хореографию, и изо всех сил старался быть графом. Это уже другое дело - как у него всё это получилось. Изображая парня из народа Фрондосо, Васильев, как мне показалось, просто не до конца понял, чтО конкретно он хочет сказать своим танцем. Все мыслимые и немыслимые трюки (револьтады, воздушные туры и прочее) он исполнял на пределе возможностей, срывая овации зала. Да, Фрондосо влюблён в Лауренсию, и добивается взаимности, но делает это уж слишком ... неуклюже, что ли -:(

В па-де-сис Васильев превзошёл мои самые смелые предположения. В вариации прыгал немыслимые комбинации прыжков! К сожалению, всё исполнялось как в цирке -:( В коде шене были некрасивые по форме, хотя и стремительные. В общем, я даже не знаю, в какую форму облечь свои претензии к Васильеву-Фрондосо. Иногда отсутствие таких "мелочей", как акценты кистями рук в финальных позах, делают бессмыссленными все попытки удивить публику прыжками, какими бы они ни были -:(

А к главной героине у меня есть конкретная претензия. Крестьянская девушка Лауренсия красива и смела. И горда! Она - горда... Конечно, Лауренсия кокетничает с влюбленным в неё Фрондосо. Но он ей, безусловно, нравится! И Фрондосо, проявив себя храбрым юношей, в конце концов добивается её руки.

Лауренсия Осиповой - задорная кокетка. Почему она постоянно трясла юбкой? Я не знаю. Допустим, чтобы подразнить Фрондосо, она показывала ему свои ножки.

Но почему Лауренсия трясёт юбкой, когда её пытается обнять Командор? Вот вам пример драмбалетной ситуации! Танцуя, артисты ещё пытаются играть - не понимая, что делают -:(
Во всех так называемых "драматических" моментах Осипова мне не понравилась...

Она блестяще станцевала вариации Лауренсии, была хороша в коде (крутила туры в аттитюде вперёд). Не могу понять, почему всё это оставило меня равнодушной -:(

Зал орал и Осиповой, и Васильеву "браво!", особенно после па-де-сис.

В других ролях выступили С.Яппарова (Паскуала), О.Бондарева (Хасинта), Д.Морозов (Менго), М.Венщиков (Командор). Они играли вполне убедительно (а Яппарова и Бондарева ещё и танцевали), но я всё-таки ждала большего.

В общем, я решила обязательно сходить на "Лауренсию" с другим составом, и уже тогда решить: это сам спектакль мне не глянулся, или всё-таки Осипова и Васильев показались "не в теме"?
После спектакля вызовы были продолжительными. Я кое-что сфотографировала на поклонах - так, не слишком удачно...



Осипова и Васильев после спектакля. Справа - Венщиков



С цветами в этот вечер было всё в порядке!



Перед занавесом они ещё очень долго кланялись... Полагаю, что оба остались довольны приёмом публики -:)
Tags: И.Васильев, Лауренсия, Осипова
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments