ivlae (ivlae) wrote,
ivlae
ivlae

Category:

Балет Кировского театра 80-х-90-х годов - Сергей Вихарев

Недавняя встреча в Театральном музее с Сергеем Вихаревым и Олесей Новиковой всколыхнула в душе воспоминания о Вихареве-танцовщике. Сейчас его знают в основном как балетмейстера-реставратора, автора редакций «Спящей красавицы», «Баядерки», «Коппелии», «Пробуждения Флоры», «Карнавала» и недавней «Раймонды» в Милане. А я помню его как замечательного танцовщика!
Сергей Вихарев был виртуозом. На протяжении всей его карьеры в Кировском-Мариинском театре я ходила на его спектакли, и всегда получала большое удовольствие. Главным его достоинством были прыжки – лёгкие, невесомые, парящие… Прыжки украшались сверкающими, невероятными заносками. Когда Вихарев выходил на вариацию – наступал его звёздный час -:)

Помню, что, когда Вихарев появился в театре, кто-то из старых балетоманов сказал: "Это единственный выпускник за последние двадцать лет, который на экзамене получил «пятёрку» за классический танец". Возможно, эти сведения несколько преувеличены, но «пятёрка» - это «пятёрка» -)

К недостаткам этого танцовщика можно было отнести довольно слабые партнёрские качества. В первые годы карьеры Вихарева этот недостаток был особенно заметен. Недаром он очень часто танцевал с опытной Светланой Ефремовой - миниатюрной танцовщицей с крепкой техникой. Её опыт и, что немаловажно, маленький вес придавали паре Ефремова-Вихарев некоторую уверенность в собственных силах -:)
Сам Вихарев на встрече в Театральном музее тоже вспомнил, что в первые годы карьеры у него был трудности, так как он ещё не набрал «мышечную массу».

В начале карьеры Вихарев станцевал Звёздного Мальчика в спектакле Новгородского балета. Балетмейстером выступил В.Корольков. Спектакль шёл на сцене БКЗ «Октябрьский», и, наверное, все любители балета, интересующиеся творчеством Сергея Вихарева, сходили на этот спектакль. Труппа была не слишком интересная, но участие в балете молодого артиста Кировского театра делало труппе хорошую рекламу. Наверное, это был первый балет, специально поставленный на Вихарева.

Когда театр поставил балет Бурнонвиля «Неаполь», о Вихареве заговорили, наверное, все балетоманы. В дивертисменте финального акта он перетанцевал всех -:)

Мне очень нравилось, как Сергей танцевал мужские партии в па-де-труа первого акта «Лебединого озера», крестьянского па-де-де в «Жизели», па-де-сис из «Маркитанки» на музыку Пуни, возобновлённое Лакоттом для программы «Вечер старинной хореографии». Уже более десяти лет в па-де-труа «Лебединого озера» мужчины танцуют упрощённый вариант вариации. Очень, очень жаль! Пройдёт время, и все будут думать, что «так и надо» -:(

Лично для меня как зрителя Джеймс в «Сильфиде» Бурнонвиля в исполнении Сергея Вихарева остался самым лучшим из всех, кого я видела на сцене. Этот герой во втором акте был воздушнее всех сильфид -:) Мне очень нравилось, как они танцевали «Сильфиду» с Еленой Евтеевой – вдумчивой балериной, настоящей лирической танцовщицей. И смотрелись они в паре очень гармонично.

Я присутствовала на дебюте Вихарева в «Спящей красавице», которую он станцевал со Светланой Ефремовой. Спектакль прошёл хорошо, но не обошлось и без накладок. Помнится, Дезире тогда немного споткнулся, поднимаясь по лестнице к ложу Авроры -:) Сидела я тогда по центру бельэтажа. Как сказали мне потом знакомые, сидевшие в крайних ложах, к выходу Дезире во втором акте балета все кулисы вдруг заполнились любопытствующими -:) Прибежали все – артисты, работники сцены, репетиторы. В общем, весь театр -:) Дебют Сергея Вихарева в «Спящей красавице» стал событием.

Замечательно танцевал Вихарев Юношу в «Шопениане»! Это – ещё один образец классического танца, который в моих глазах пока ещё никто не превзошёл. Мазурка была какой-то нереально воздушной…

Очень жалею, что так и не сходила на «Жизель», которую Вихарев в основном танцевал с Вероникой Ивановой. Балетоманы взахлёб рассказывали о том, как «опытный ловелас» Альберт ухаживал за наивной Жизелью -:)

Когда в 1985 году О.М.Виноградов поставил «Витязя в тигровой шкуре», только и было разговоров, что о Царевиче Каджей – Вихареве! Да, конечно, обсуждали и главных героев в исполнении Мезенцевой, Алиева, Евтеевой, Неффа, Арискиной и Рузиматова. У главных героев была любовь -:) А у Царевича Каждей была… фантастическая пластика! Этот персонаж и явился причиной всех несчастий, произошедших с Нестан-Дареджан и её возлюбленным Тариэлом.
Одетый во всё красное (в комбинезон и шапочку), Царевич Каджей предстал загадочным существом.

В поэме Руставели говорится:
«Каджи — это те же люди, только, тайнами владея,
Каждый кадж напоминает колдуна и чародея».


По сюжету балета, Царевич Каджей  приезжает со своей свитой  свататься к прекрасной Нестан-Дареджан. А у неё уже есть возлюбленный – Тариэл… И главный герой не находит другого выхода, кроме как убить соперника –:( Кстати, его возлюбленная поощряет эти действия, и в наказание каджи заколдовывают её. Нестан-Дареджан превращается в уродину -:(

Сам выход Царевича и его свиты был поставлен очень эффектно! Виноградов наделил каджей особой, нечеловеческой пластикой, и воплощением всего «колдовского» и «нечеловеческого» стал персонаж Вихарева. Человек-кукла, человек–зверёк – так его можно было назвать. Тело Вихарева, казалось, не имело костей и гнулось во все стороны.

Тариэл убил Царевича, когда тот… спал –:( Пробрался в палатку и свернул ему шею –:( Что и говорить – «геройский» поступок! До сих пор помню позу Вихарева – он лежит на спине, вытянувшись в струнку, с вывернутой шеей, и пятка одной ноги приставлена к носку другой. Каджи поднимают своего мёртвого господина и всей ватагой уносят его с собой, прихватив заодно и заколдованную Нестан.

На поклонах после этого спектакля  зал всегда устраивал Вихареву овацию.

В 1985 году Сергей Вихарев участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве, и удостоился второй премии. Помнится, что кто-то из членов жюри отметил «нестандартный набор» в его конкурсной программе. Вместо привычных вариаций (а Вихарев участвовал в конкурсе как солист) из «Корсара» или «Дон Кихота» Сергей показал, в частности, Мазурку из «Шопенианы», которую практически никто никогда на конкурсе не танцует. На Вихарева И.Бельским был поставлен оригинальный номер «Сердце Петрушки» - для второго тура.

Петрушка – это точно персонаж Вихарева! Помимо номера Бельского, он танцевал классическую версию спектакля Фокина. Когда О.Виноградов затеял поставить своего, оригинального «Петрушку» на музыку Стравинского, он выбрал двух исполнителей главной роли – С.Вихарева и А.Лиепу. Оба были по-своему убедительны, но мне почему-то больше понравился именно Вихарев. Жаль, что в итоге спектакль засняли не с ним –:( По крайней мере, мне не известна полная запись этой версии балета с Вихаревым в главной роли.

В последний раз я видела Вихарева на сцене в «Симфонии до мажор» Баланчина (в 3 части). Было это в середине 90-х годов.

Как говорили, у Сергея с первых лет выступлений на сцене была хроническая травма спины –:( Подробности мне не известны.

Я очень рада, что этот интересный танцовщик нашёл себя в другой профессии – балетмейстера. Очень хочется пожелать ему здоровья и… востребованности -:)

Может быть, у меня просто такой "ностальгический" возраст. Может быть, ностальгическое настроение. Не знаю...
Только мне кажется, что таких танцовщиков, каким был Вихарев, "сейчас не делают" -:(

Фотографий этого уникального артиста в сети не так уж и много. Я очень благодарна замечательному фотографу Светлане Шевельчинской за разрешение опубликовать её фотографии в моём блоге!




С.Ефремова и С.Вихарев – «Жизель». Фото С.Шевельчинской.


С.Вихарев - Царевич каджей. Автора фотографии не знаю -:(

«Петрушка» О.Виноградова





С Ольгой Лиховской - "Леда и Лебедь"
Tags: Вихарев
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments